01.11.2011 15:22
Поделиться

Премьер Греции предложил населению решить судьбу страны

Греция может отказаться от европейской помощи и объявить дефолт, если граждане страны проголосуют против поддержки программы мер бюджетной экономии в обмен на международную помощь.

Таков результат импровизации, устроенной греческим премьером Георгиосом Папандреу в парламенте. "Пусть люди скажут свое последнее слово, пусть они решат судьбу страны", - переложил ответственность на население греческий премьер.

Предложение Папандреу стало сюрпризом даже для его однопартийцев. Как призналась в разговоре с корреспондентом "РГ" депутат от правящей партии ПАСОК Елена Панарити, "все произошло так внезапно. Мы до сих пор находимся под большим впечатлением и шокированы происходящим".

Панарити предположила, что причиной для столь резкого шага Папандреу послужила внутренняя критика, которая последовала вслед за решением Евросоюза списать 50 процентов греческих долгов по гособлигациям и подготовить новый пакет помощи размером не менее 130 миллиардов евро в обмен на новые меры многолетней бюджетной экономии. По ее словам, недовольство правительством Папандреу, которое позволяет европейским чиновникам диктовать внутреннюю экономическую политику Греции, существенно выросло после последнего саммита ЕС. Греки опасаются, что после очередных сокращений рабочих мест, зарплат и пенсий их жизнь станет невыносимой. Многие высказываются за проведение организованного дефолта. Депутат сказала, что "абсолютно не представляет", поддержит ли население эту сделку с Евросоюзом.

Как сообщил в эфире греческого телевидения влиятельный министр финансов Эвангелос Венизелос, референдум запланирован на начало 2012 года, после того, как детали соглашения Греции с ЕС и кредиторами окончательно будут прояснены. Он приветствовал предложение Папандреу в духе древнегреческого театра: "Народ не может больше переживать эту драму. Ему нужен катарсис".

Впрочем, всенародное голосование может и не состояться. Его проведение должны поддержать 180 из 300 членов Парламента. У правящих левоцентристов, все чаще вынужденных исключать из своих рядов несогласных с генеральной линией урезания расходов, лишь 153 мандата, а все оппозиционные объединения уже отвергли предложение Папандреу и требуют проведения досрочных выборов.

Возможно, для Папандреу отказ депутатов от референдума стал бы лучшим исходом. Дело в том, что глава правительства Греции, видимо, решил действовать по принципу "все или ничего". Если референдум все же состоится, а греки выскажутся за соглашения с ЕС, тогда Папандреу восстановит свой политический вес и сумеет приостановить волну забастовок и протестных акций, ссылаясь на волю народа.

Если же греки скажут "нет", остановится внешнее финансирование страны, а премьер уйдет в отставку. В случае проведения референдума этот вариант гораздо более вероятен. По последним опросам, 58 процентов греков не согласны с условиями международной помощи. Если же усилиями оппозиционных партий до всенародного голосования дело так и не дойдет, то Папандреу надо будет только успешно преодолеть в парламенте вотум доверия. Скорее всего, ему это удастся. Тогда у премьера будут развязаны руки для любых действий, а все обвинения в немилосердности к грекам он сможет переадресовать оппозиции, не давшей вынести вопрос об урезании госрасходов на всеобщее обсуждение.

В любом случае шаг греческого премьера уже вызвал недовольство в Берлине, Париже и Брюсселе, а также негативно отразился на финансовых рынках. Референдум с неясными перспективами вновь вызывает неопределенность в дальнейшей судьбе европейской экономики.